Церковь призывает нас причащаться на Светлой седмице как можно чаще. Но ведь обычно мы перед причастием постимся, исповедуемся и специально готовимся, читая довольно продолжительное молитвенное правило, а Светлая седмица — это время разговения, праздничного веселья и отдыха после долгого постного воздержания. Как же быть?
Богослужения Светлой седмицы выстроены так, чтобы человек мог во все дни бывать в храме и причащаться Святых Христовых Тайн. Молитвенное правило в эти дни особое — пасхальное и очень короткое. Часы и вечерняя служба тоже краткие — все приспособлено к тому, чтобы любой человек мог ходить в храм каждый день.
Пасха — это безусловная радость, радость вопреки всему. Все семь дней Светлой седмицы — это как бы один непрекращающийся день. Такое ощущение, что солнце в эти дни не заходит — повторяется одна и та же служба, причем она практически целиком поется, а не читается.
Поститься перед причастием в эти дни необязательно, потому что мы постились уже весь Великий пост пред этим. Частое причастие на Светлой седмице — это награда тем, кто соблюл пост. Для чего мы постились 48 дней (40 дней Великого поста, а потом еще Страстную седмицу)? Именно для того, чтобы на Пасху причащаться. Перед Причастием в эти дни читаются молитвы к Причастию (без псалмов), канон к Причастию и канон Пасхи вместо всех других канонов.
Что касается исповеди на Пасху — у разных священников разная практика. Кто-то читает только разрешительную молитву, кто-то разрешает причащаться в первый день после Пасхи без исповеди.
Конечно, причащаться каждый день трудно. Это скорее идеал, к которому нужно стремиться. И радоваться нам трудно. Радоваться труднее, чем каяться и плакать о грехах. Но, если люди постились, готовились к Пасхе, а проводят эту седмицу вне Церкви, не участвуют в Таинстве Евхаристии, получается, что они забирались, забирались на гору — и ухнули опять вниз. Разговелись, поели мяса — и все.
А если человек готовился и теперь по мере своих сил старается и в Светлую седмицу ходить в храм, причащаться, то он остается на этой вершине и потом спускается с нее медленнее. Если так не жить, то, бывает, человек после Пасхи впадает в уныние.
Светлая седмица — это не время загула, нельзя пускаться «во все тяжкие», проводить время в кино, театре, книги запоем читать, есть чрезмерно, супруги в это время воздерживаются от супружеского общения. Пасха — это радость Царствия Небесного. В Царствии Небесном мы не будем кушать мясо, ходить в кино, не будем читать детективные книжки, не будем играть в компьютерные игры — но там радости будет больше, чем здесь, на земле!
Святые ради этой радости уходили от мира. Преподобный Сергий Радонежский ушел в лес не потому, что он решил себя наказать, не жениться, не иметь детей. Он ушел и там обрел совершенную радость, ту радость, которая превышает все земные радости вместе взятые. К этой радости мы должны постараться приобщиться в Светлую седмицу.
Эта радость ощущается в храме. Ведь на пасхальную службу приходит много людей неверующих, нецерковных. Почему? Их влечет эта радость, эта тайна Воскресения.
В дни Светлой седмицы хорошо вспомнить и об обездоленных, по возможности постараться поделиться с ними своей радостью. В эти дни, конечно, можно гулять на природе, ходить в гости — но нужно помнить о Христе. Настоящая радость будет со Христом.
Смысл христианства — это Пacxa. Нам очень сложно постоянно находиться на этой высоте, поэтому мы поневоле спускаемся вниз, а преподобный Серафим, например, жил этой радостью всегда. «Радость моя, Христос воскресе!» — говорил он во все дни года.
И апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь». Христианство — это и есть Пасхальная радость. Все превосходящая радость победы над смертью, над злом, радость избавления от ада, избавления от власти диавола. Это радость о воскресении Христа.
Пасхальный кондак
Часы Святой Пасхи:
Это последование бывает во всю Светлую седмицу вместо повечерия и полунощницы, а также вместо утренних и вечерних молитв.
При особом желании можно пропеть Пасхальный Канон. Также тем, кому необходимо пожелает причаститься на Светлой Седмице перед Причастием читают канон Святой Пасхи и Часы Святой Пасхи.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды)
Ипакои, глас 8-й
Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Кондак, глас 8-й
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
Тропари, глас 8-й
Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Яко живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Вышняго освященное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, всенепорочная Владычице.
Господи, помилуй. (40 раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Именем Господним благослови, отче.
Тропарь
Христос воскресе из мертвых: (Трижды) Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды)Благослови. И отпусти от иерея.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Что можно и нельзя делать на Пасхальной неделе
Вот так и проходит Светлая седмица, что нельзя делать в это время, знают немногие, но все же, эти запреты есть. Так, к примеру, в это время нельзя поститься. Даже привычные каждому верующему человеку однодневные посты в среду и пятницу отменяются. В конце концов, верующие и так держали пост в течение практически 50 дней (40 – Великого поста и ещё 7 страстной недели). К тому же, радость праздника пасхи не должна быть сдержана отказом от скоромных продуктов.
Поэтому эти семь дней носит ещё одно название – Сплошная, но чаще их все же называют Светлая седмица. Что нельзя делать точно – так это грустить. Все это время люди празднуют, ходят в гости, дарят небольшие подарки, в частности, крашеные яйца, куличи и пироги.
Особенно – в первый день, когда внуки должны поздравлять своих бабушек и дедушек, а крестники – крестных родителей.
Вся Светлая Седмица, по православным обычаям, должна быть посвящена развлечениям. В эти дни принято ходить друг к другу в гости и угощаться скоромной едой. В отличие от Масленичной недели, на Пасхальной не поощряется необузданное веселье. Никаких излишеств в еде и, тем более, кулачных боев быть не должно.
На Пасхальной неделе нужно обязательно сходить на кладбище и помянуть усопших. Для этого мероприятия существует целых два дня – понедельник и четверг. Бытует мнение, что именно в эти дни Светлой недели души умерших людей на время возвращаются с небес на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться воскрешению Христа.
Между тем, православная церковь не одобряет воспоминания об умерших на Светлой Седмице, именно поэтому в храмах в эти дни не проводятся поминовения. Церковь мотивирует свое решением тем, что Пасха – это праздник жизни и упоминания о смерти будут лишними.
Очень важны и приметы на Светлую седмицу
Так считалось, что молодая семья будет жить долго и дружно, если сыграет свадьбу на Красную горку, то есть, в Светлое воскресенье.
Другая традиция этой недели – благотворительность. Богатые люди в эти дни навещали детские приюты и дома призрения, чтобы помочь их обитателям. Кто такой возможности не имел, просто старались подать милостыню всем нищим, которые в ней нуждаются.
Есть и ещё одна красивая традиция – трезвон. Так называют особый пасхальный колокольный звон, который оглашает всю округу об этой радостной вести. В это время каждый, от мальчишки и до старика может залезть на звонницу и самостоятельно попробовать управляться с колоколами. Поэтому звон чаще всего стихал только на ночь.
Теперь вы знаете, чем заканчивается Пасхальная неделя, что нельзя делать после неё, что можно и как вообще нужно провести ближайшие семь дней после праздника, чтобы они прошли не зря.
Обряды и поверья Пасхальной недели
Пасхальную неделю завершит еще один праздник, который в народе именуют Красной горкой. Испокон веков он был самым популярным днем для заключения брака. Во многих российских городах во время Светлой Седмицы устраиваются смотры молодоженов. В это время проводятся обряды, связанные с заключением брачного союза.
- Так, считается, что девушка сможет приблизить замужество, если успеет первой попасть на колокольню и ударить в колокол.
- Согласно народному поверью, если ребенок появится на свет на Пасхальной неделе, он будет иметь крепкое здоровье.
- Девушка сможет сохранить свою красоту, если умоется водой, в которой находилось крашеное пасхальное яйцо.
- Также считается, что на протяжении недели необходимо хоть раз подать милостыню неимущим, чтобы весь год в семье водились деньги.