3 мая у православных начинается Светлая Седмица. Пасхальная неделя (Светлая Седмица) продлится с 3 и по 9 мая, то есть от праздника Пасхи и до недели Фомы. Для православных это время – продолжение светлого и радостного праздника в году – Христова Воскресенья.
Вся Светлая неделя (седмица) представляет собой словно бы затянувшееся празднование первого дня Пасхи. Каждый день совершаются те же пасхальные богослужения, только крестный ход переносится на конец литургии. Царские и боковые врата в алтаре не закрываются круглые сутки, и верующие могут созерцать все происходящее в алтаре во время службы. Столь красивым символическим жестом Церковь зримо напоминает христианам о Царствии Небесном, дарованном всем нам Воскресшим Христом.
Кроме того, во всю Светлую неделю колокола могут освящать воздух своим радостным звоном день и ночь. Колокольный звон — знак Божественной победы над древними врагами человечества — диаволом и смертью.
Благословение артоса и красных яиц
К числу особых пасхальных обрядов относится благословение артоса и красных яиц.
«Артос» в переводе с греческого языка означает просто «хлеб». У нас так называется высокий хлеб цилиндрической формы, напоминающий большую просфору. В центре артоса обычно помещается изображение сцены Воскресения Христова, а на окружности — полный текст пасхального тропаря. Артос освящается сразу по окончании пасхальной Литургии. При этом читается обращенная к Богу Отцу молитва с просьбой «призреть на хлеб сей и благословить и освятить его». После освящения артос полагается на аналое у Царских врат, рядом с образом Воскресения Христова, где пребывает в течение всей Светлой седмицы.
После Литургии Светлой субботы в храмах читается молитва, в которой священник просит, «чтобы все, вкушающие артос, телесного и душевного благословения и здравия сподобились». Затем артос «раздробляется» (режется на мелкие части) и раздается всем молящимся в храме, символически напоминая пять хлебов, которыми Христос чудесно накормил множество следовавшего за Ним народа.
Артос напоминает нам о таинственном пребывании с нами воскресшего Сына Божия, ставшего истинным «Хлебом жизни». Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими кулич («домашний артос»).
Обычай дарить яйца восходит еще к дохристианским временам. Народы Азии преподносили их в знак уважения в день нового года, дня рождения и других важных случаях, желая при этом прибавления потомства, долголетия и умножения богатства.
Для нас же пасхальное яйцо — замечательный символ скрытой жизни, победоносно сокрушающей мертвенную скорлупу гроба. Обмениваясь яйцами при пасхальном приветствии, мы зримо напоминаем друг другу о главном догмате нашей веры — Воскресении Богочеловека Иисуса Христа. Красный цвет указывает на животворную кровь Агнца Божия, заменившего собой ежегодную жертву ветхозаветных агнцев в Иерусалимском храме.
Сколько дней длится празднование Пасхи?
Все эти праздничные обряды заканчиваются для многих с окончанием Пасхальной недели. Это распространенное заблуждение. Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «отданием Пасхи» — торжественным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения.
«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.
Знаменательно, что Церковный устав повелевает нам не только до отдания Пасхи, но даже до дня Святой Троицы молиться стоя — ведь земные поклоны, часто совершаемые в иное время (особенно в Великом посту), символизируют недостоинство падшего человека. Но такое переживание древнего грехопадения несовместимо с пасхальным торжеством победы над его последствиями — и потому коленопреклонения отменяются.
Евангелие Воплощение предвечного логоса (слова)
Евангелие от Иоанна 1: 1-17
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. Атем, которые приняли Его, верующим во имя Е.го, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Е.го, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Ночь Закона миновала, и утро Благодати приблизилось! Ибо «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа».
Сын Человеческий не призывает верных Своих «исполнить» или «совершить», «преодолеть» или «добиться», Он говорит нам, Своим ученикам: «…милости хочу, а не жертвы». Он просит нас о любви:. «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»
Но нельзя «возлюбить» только потому, что это предписано правилами. Любовь — свободный дар и не терпит принуждения. Наш Бог умирает за нас на Кресте только потому, что любит нас, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Вот почему апостол Иоанн Богослов называет нашего Бога — Любовью.
Вот почему он пишет:
«Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их»! Только любящий «до конца» смертью Своею попирает смерть. Только по воле Своей отвергший помощь «более, нежели двенадцать легионов Ангелов» имеет право простить преступника, простить бандита и убийцу, да и не только простить, но первым ввести его в Рай!
Какой Закон способен помиловать приговоренного к смерти только на том основании, что сам приговоренный об этом попросил? Закон на то и закон, чтобы всякий оскорбленный был отомщен, чтобы за всякое око было заплачено оком и за каждый зуб — зубом. И вот пришел час, когда время Закона прошло. С сего времени на грешный мир изливается преизобилующая благодать Божия!
Слава Христова воссияла надмирным светом из мрачного Голгофского склепа, возвещая твари прощение и избавление от смерти и тления. Эта Слава Воскресшего Спасителя сияет и нам, укрепляя веру, сохраняя надежду, возгревая любовь.
Мы знаем, что не сможем оправдаться делами, но не унываем и не отчаиваемся, потому что мы верой в Воскресшего получили «оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе». Как бы горька, как бы трудна и печальна ни казалась нам иногда жизнь, упование наше не постыжается. надежда наша не бывает тщетной! А все потому, что «прощение воссияло из гроба»! Потому что действительно попрана и уничтожена смерть! Потому что воистину воскресе Христос!
Икона Сошествия во ад
На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения. На них изображается «сошествие Христа во ад», а точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению. Именно этот иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения.
Есть иконография, где Христос попирает даже не врага ада, а сам ад в виде связанного старика в кандалах. Тема персонификации ада, смерти берет начало именно в апокрифах. В дошедшем до нас апокрифическом тексте V века «Евангелие Никодима» (не противоречащем православному учению, хотя и не вошедшем в церковный канон) центральное место занимает диалог между сатаной и адом.
Ад пытается воспротивиться пришествию Христа и приказывает своим демонам «твердо заключить врата медные и запоры железные». Но раздается голос: «Поднимите врата». Услышав этот голос, ад спрашивает: «Кто есть Сей Царь славы?» Ангелы говорят: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». И тотчас медные врата сокрушаются, железные засовы ломаются, и все связанные мертвецы разрешаются от уз. Царь славы связывает сатану и предает его аду со словами: «Держи его крепко до второго Моего пришествия».Приняв сатану, ад говорит ему: «Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца».
Далее описывается изведение умерших из ада воплотившимся Христом:
«Царь славы простер десницу Свою и взял и воздвиг праотца Адама. Потом, обратясь к прочим, сказал: “Сюда, за Мною, все, умерщвленные древом, к которому он прикоснулся. Я опять всех вас воскрешаю древом креста”. И потом Он стал всех изводить вон… Когда же Он шел, блаженные отцы, следуя за Ним, воспевали, говоря: “Благословен грядущий во имя Господне; аллилуиа; ему слава всех святых”».
«Евангелие Никодима» содержит в себе все идеи и образы, использовавшиеся в христианской литературе последующих столетий для изображения того, что современные европейские богословы называют термином Holensturm (букв, «штурм ада»): Христос не просто сходит в адские бездны — Он вторгается туда, преодолевая сопротивление диавола и демонов, как Победитель, перед Которым силы зла бессильны.
С момента сошествия Христа во ад путь к воскресению из мертвых открыт для «всякой плоти», спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех того желающих. Таково богословие иконы Воскресения.
Как провести Светлую Седмицу
Церковь призывает нас причащаться на Светлой седмице как можно чаще. Но ведь обычно мы перед причастием постимся, исповедуемся и специально готовимся, читая довольно продолжительное молитвенное правило, а Светлая седмица — это время разговения, праздничного веселья и отдыха после долгого постного воздержания. Как же быть?
Богослужения Светлой седмицы выстроены так, чтобы человек мог во все дни бывать в храме и причащаться Святых Христовых Тайн. Молитвенное правило в эти дни особое — пасхальное и очень короткое. Часы и вечерняя служба тоже краткие — все приспособлено к тому, чтобы любой человек мог ходить в храм каждый день. Пасха — это безусловная радость, радость вопреки всему. Все семь дней Светлой седмицы — это как бы один непрекращающийся день. Такое ощущение, что солнце в эти дни не заходит — повторяется одна и та же служба, причем она практически целиком поется, а не читается.
Поститься перед причастием в эти дни не обязательно, потому что мы постились уже весь Великий пост пред этим. Частое причастие на Светлой седмице — это награда тем, кто соблюл пост. Для чего мы постились 48 дней (40 дней Великого поста, а потом еще Страстную седмицу)? Именно для того, чтобы на Пасху причащаться. Перед Причастием в эти дни читаются молитвы к Причастию (без псалмов), канон к Причастию и канон Пасхи вместо всех других канонов.
Что касается исповеди на Пасху — у разных священников разная практика. Кто-то читает только разрешительную молитву, кто-то разрешает причащаться в первый день после Пасхи без исповеди.
Конечно, причащаться каждый день трудно. Это скорее идеал, к которому нужно стремиться. И радоваться нам трудно. Радоваться труднее, чем каяться и плакать о грехах. Но, если люди постились, готовились к Пасхе, а проводят эту седмицу вне Церкви, не участвуют в Таинстве Евхаристии, получается, что они забирались, забирались на гору — и ухнули опять вниз. Разговелись, поели мяса — и все. А если человек готовился и теперь по мере своих сил старается и в Светлую седмицу ходить в храм, причащаться, то он остается на этой вершине и потом спускается с нее медленнее. Если так не жить, то, бывает, человек после Пасхи впадает в уныние.
Светлая седмица — это не время загула, нельзя пускаться «во все тяжкие», проводить время в кино, театре, книги запоем читать, есть чрезмерно, супруги в это время воздерживаются от супружеского общения. Пасха — это радость Царствия Небесного. В Царствии Небесном мы не будем кушать мясо, ходить в кино, не будем читать детективные книжки, не будем играть в компьютерные игры — но там радости будет больше, чем здесь, на земле! Святые ради этой радости уходили от мира. Преподобный Сергий Радонежский ушел в лес не потому, что он решил себя наказать, не жениться, не иметь детей. Он ушел и там обрел совершенную радость, ту радость, которая превышает все земные радости вместе взятые. К этой радости мы должны постараться приобщиться в Светлую седмицу.
Эта радость ощущается в храме. Ведь на пасхальную службу приходит много людей неверующих, нецерковных. Почему? Их влечет эта радость, эта тайна Воскресения.
В дни Светлой седмицы хорошо вспомнить и об обездоленных, по возможности постараться поделиться с ними своей радостью. В эти дни, конечно, можно гулять на природе, ходить в гости — но нужно помнить о Христе. Настоящая радость будет со Христом.
Смысл христианства — это Пacxa. Нам очень сложно постоянно находиться на этой высоте, поэтому мы поневоле спускаемся вниз, а преподобный Серафим, например, жил этой радостью всегда. «Радость моя, Христос воскресе!» — говорил он во все дни года. И апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь». Христианство — это и есть Пасхальная радость. Все превосходящая радость победы над смертью, над злом, радость избавления от ада, избавления от власти диавола. Это радость о воскресении Христа.
Пасхальный кондак
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне,
но адову разрушил еси силу
и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, ке,
женам мироносицам вещавый: радуйтеся!
И Твоим апостолом мир даргяй,
падшим подаяй воскресение.
Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный,
но уничтожил силу ада
и воскрес как поведитель, Христе Боже,
женам-мироносицам возгласив: «Радуйтесь!»
и Твоим Апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресенье.
Часы Святой Пасхи:
Это последование бывает во всю Светлую седмицу вместо повечерия и полунощницы, а также вместо утренних и вечерних молитв.
При особом желании можно пропеть Пасхальный Канон. Также тем, кому необходимо пожелает причаститься на Светлой Седмице перед Причастием читают канон Святой Пасхи и Часы Святой Пасхи.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды)
Ипакои, глас 8-й
Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Кондак, глас 8-й
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
Тропари, глас 8-й
Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Яко живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Вышняго освященное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, всенепорочная Владычице.
Господи, помилуй. (40 раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Именем Господним благослови, отче.
Тропарь: Христос воскресе из мертвых: (Трижды) Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды)Благослови. И отпусти от иерея.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Что можно и нельзя делать на Пасхальной неделе:
Вот так и проходит Светлая седмица, что нельзя делать в это время, знают немногие, но все же, эти запреты есть. Так, к примеру, в это время нельзя поститься. Даже привычные каждому верующему человеку однодневные посты в среду и пятницу отменяются. В конце концов, верующие и так держали пост в течение практически 50 дней (40 – Великого поста и ещё 7 страстной недели). К тому же, радость праздника пасхи не должна быть сдержана отказом от скоромных продуктов.
Поэтому эти семь дней носит ещё одно название – Сплошная, но чаще их все же называют Светлая седмица. Что нельзя делать точно – так это грустить. Все это время люди празднуют, ходят в гости, дарят небольшие подарки, в частности, крашеные яйца, куличи и пироги. Особенно – в первый день, когда внуки должны поздравлять своих бабушек и дедушек, а крестники – крестных родителей.
Вся Светлая Седмица, по православным обычаям, должна быть посвящена развлечениям. В эти дни принято ходить друг к другу в гости и угощаться скоромной едой. В отличие от Масленичной недели, на Пасхальной не поощряется необузданное веселье. Никаких излишеств в еде и, тем более, кулачных боев быть не должно.
На Пасхальной неделе нужно обязательно сходить на кладбище и помянуть усопших. Для этого мероприятия существует целых два дня – понедельник и четверг. Бытует мнение, что именно в эти дни Светлой недели души умерших людей на время возвращаются с небес на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться воскрешению Христа.
Между тем, православная церковь не одобряет воспоминания об умерших на Светлой Седмице, именно поэтому в храмах в эти дни не проводятся поминовения. Церковь мотивирует свое решением тем, что Пасха – это праздник жизни и упоминания о смерти будут лишними.
Очень важны и приметы на Светлую седмицу. Так считалось, что молодая семья будет жить долго и дружно, если сыграет свадьбу на Красную горку, то есть, в Светлое воскресенье. Другая традиция этой недели – благотворительность. Богатые люди в эти дни навещали детские приюты и дома призрения, чтобы помочь их обитателям. Кто такой возможности не имел, просто старались подать милостыню всем нищим, которые в ней нуждаются.
Есть и ещё одна красивая традиция – трезвон. Так называют особый пасхальный колокольный звон, который оглашает всю округу об этой радостной вести. В это время каждый, от мальчишки и до старика может залезть на звонницу и самостоятельно попробовать управляться с колоколами. Поэтому звон чаще всего стихал только на ночь.
Теперь вы знаете, чем заканчивается Пасхальная неделя, что нельзя делать после неё, что можно и как вообще нужно провести ближайшие семь дней после праздника, чтобы они прошли не зря.
Обряды и поверья Пасхальной недели:
Пасхальную неделю завершит еще один праздник, который в народе именуют Красной горкой. Испокон веков он был самым популярным днем для заключения брака. Во многих российских городах во время Светлой Седмицы устраиваются смотры молодоженов. В это время проводятся обряды, связанные с заключением брачного союза.
- Так, считается, что девушка сможет приблизить замужество, если успеет первой попасть на колокольню и ударить в колокол.
- Согласно народному поверью, если ребенок появится на свет на Пасхальной неделе, он будет иметь крепкое здоровье.
- Девушка сможет сохранить свою красоту, если умоется водой, в которой находилось крашеное пасхальное яйцо.
- Также считается, что на протяжении недели необходимо хоть раз подать милостыню неимущим, чтобы весь год в семье водились деньги.