В понедельник 18-го марта начинается Великий пост. 17 марта – Прощеное воскресенье, или “сыропустная неделя”, когда церковь вспоминает изгнание Адама из Рая, и все верующие просят прощения друг у друга и у своих духовных пастырей. До этого были недели “О мытаре и фарисее”, “О блудном сыне”, “О Страшном суде”, которые готовили нас к предстоящей святой Четыредесятнице.
Великий пост начинается за 49 дней до Пасхи. Пасха (православная пасхалия) определяется по правилу которое было установлено на Первом Вселенском Соборе (325 г), в городе Никее. По этому правилу Пасха бывает в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния и после иудейской Пасхи.
Откуда пошло установление о великом посте?
Сорокадневный пост перед Пасхою установлен Церковью для достойного покаяния и обновления нашего единения с Богом, в подражание сорокадневному посту Спасителя (Матф. 4, 1), Как Иисус Христос, пред вступлением Своим на проповедь Евангелия, по крещении Своем удалился в пустыню и 40 дней провел в посте и молитве, так Православная Христова Церковь вступает на сорокадневное поприще поста и молитвы, приготовляясь торжествовать свое спасение, запечатленное воскресением Христовым.
«Христос постился пред искушением», поучает Святитель Григорий Богослов, а мы постимся пред Пасхою.
Христос постился 40 дней (ничего не вкушая), потому что Он Бог, а мы соразмеряем пост с силами”. Блаженный Иероним говорит: “мы готовимся к таинству Господню сорокадневным постом; постимся столько дней за свои грехи, сколько Господь постился за наши беззакония”.
Соблюдение поста
Во время поста церковным Уставом запрещено употреблять “скоромную” пищу. Выражение “скоромная пища”, точнее само слово “скоромный” происходит от старорусского “скором” – буквально, “жир”. Запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения – мяса, молока, яиц, рыбы. Кроме того, с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло.
Рыба разрешается всего лишь два раза – на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра, а в остальные субботы и воскресенья поста, Великий Четверток (Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников – 22 марта, святителя Григория Двоеслова – 25 марта) разрешается растительное масло. Первый день поста – Чистый понедельник и предпоследний – Великий Пяток (Страстную Пятницу) рекомендуется проводить без пищи.
В 69 правиле св. Апостолов о хранении вообще Четыредесятницы постановлено: “кто не постится в четыредесять дней, да извержется, разве только по болезни: немощному бо прощено есть по силе вкушати масла и вина “.
Но действуя в духе любви и милосердия Господа Иисуса Христа, Православная Церковь не возлагает правил пощения во всей полноте на немощных и не отчуждает непостящихся по немощи от участия в духовной радости причащения и Пасхи. Дети, больные и престарелые, немогущие хранить совершеннаго поста по уставу, не лишаются матерняго благосердия св. Церкви, действующей в любвеобильном духе своего Владыки и Господа.
Ошибается тот, кто считает Пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный Пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение лжи, клеветы, клятвопреступления. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров.
Чем заниматься в дни Великого поста
Кроме воздержания от пищи и пития ( меньше есть и пить и только то, что разрешено) в пост больше, нежели в другое время, необходимо молиться Богу, слушать слово Божие. Среди этих занятий надо засыпать, с этими занятиями пробуждаться от сна. А главное, в эти дни необходимо обращать все свое внимание на грехи – грехи припоминать и сознавать, о грехах сокрушаться и плакать.
Для этого-то, собственно, и установлен пост, для этого мы должны воздерживаться и от пищи и пития, для этого мы должны и молиться Богу и слушать слово Божие. От поста и молитвы и от слушания слова Божия, всего легче приходят нам на память наши грехи, всего скорее рождается в нас сокрушение о них.
Постящиеся знают, как Пост укрощает желания. А те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе…
Антоний Сурожский в своих “Размышлениях перед Великим постом” пишет:
В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.
Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется.
Особенности церковных служб Великого поста.
Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Прежде освященных Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы – литургия Василия Великого; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается.
На богослужениях во время Великого поста вспоминается история падения и спасения рода человеческого. На великом повечерии в первые четыре дня читается канон святого Андрея Критского (VIII в.), в котором перечисляются все важнейшие ветхозаветные и евангельские события. Христианин, вслушиваясь в слова канона, как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью и из глубин его души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя!”
Первый день православного Великого поста называется Чистый понедельник, в то время как первый день католического – Пепельная среда. Это связано с разным отношением к посту на Востоке и на Западе. Западноевропейские христиане, вступая в пост, посыпали головы пеплом, разрывали на себе одежды, валялись в дорожной пыли и отбросах, чтобы нагляднее выразить свое покаяние, горестные чувства, свое страдание о грехах.
В соответствии с русскими традициями, наоборот, в первый день поста нужно было обязательно вымыться в бане, надеть чистую одежду и сделать уборку в доме. Пост встречали в чистоте, как праздник души. Кроме того, в понедельник пищу обычно не готовили, ели лишь оставшийся от воскресенья хлеб “сухоядение”, и обеденный стол потому оставался “чистым”. По строгим монастырским уставам в этот день полагалось вкушать лишь просфору с водой.
В субботу первой седмицы поста празднуется память воина великомученика Феодора Тирона, сожженного в 306 году за исповедание христианской веры. За свой подвиг ему была дана благодать укреплять во время поста и предохранять от осквернения через пищу. Император Юлиан Отступник в 362 году, желая надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на рынках Константинополя тайно окроплять идоложертвенной кровью. Святой Федор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить христианам, чтобы они ничего не покупали на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью).
В память об этом событии первая суббота поста посвящена святому Феодору, а накануне, в пятницу, после литургии читается канон святому Феодору Тирону и благословляется коливо. Коливо представляет собой вареную пшеницу, рис или ячмень с изюмом, медом и маком. Оно является не только постным блюдом, которое едят в дни Великого поста и в сочельник, но и поминальным блюдом, приносимым в церковь в память об усопших. Напоминание о смерти, о тленности земного существования усиливает поиски человеком истинной Жизни. Родительские дни и являются такими напоминаниями, которые приходятся на вторую, третью и четвертую субботы Великого поста.
Недели Великого поста.
Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание.
В первое воскресение после литургии совершается чин Торжества православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии.
Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе, архиепископу города Солунь (совр. Салоники, Греция), византийскому богослову-исихасту (XIV в.).
Третье воскресение, называемое Крестопоклонной неделей посвящено поклонению Кресту (поклонение совершается от воскресения до пятницы).
Четвертое воскресение посвящено св. Иоанну Лествичнику, игумену монастыря Синайской горы, автору “Лествицы” (VI – VII вв.).
В четверг пятой недели на утрени снова читается канон св. Андрея Критского, а также читается канон в память св. Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название “стояние Марии Египетской”). Суббота пятой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 г. от персидского и аварского нашествия, в память чего читается Великий акафист Пресвятой Богородицы (этот день также называется “Похвала Пресвятой Богородицы” или “Суббота Акафиста”).
Пятое воскресение посвящено св. Марии Египетской, подвизавшейся в Палестине в VI в.
В пятницу на шестой седмице кончается Великий пост. В следующий день вспоминается воскресение праведного Лазаря, происходит это в субботу, но вся служба бывает воскресной. «Прежде Твоих страданий желая убедить всех в общем воскресении, Ты из мертвых воздвиг Лазаря, Христе Боже» – так поется в тропаре праздника. Это предвестие воскресения находит отражение и в праздничной трапезе, разрешается вкушение икры.
Воскресение Лазаря увенчивает Великую четыредесятницу, служит прологом к Воскресению Христову. В отверстые врата Иерусалима торжественно въезжает Господь, чтобы принести Себя в жертву, явив тем самым высшую совершенную любовь, побеждающую смерть.
В шестое воскресенье поста отмечается двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим. По примеру иерусалимских жителей, срезавших ветви деревьев и встречавших Христа с пальмовыми листьями в руках, православные христиане встречают Своего Господа с ветками вербы. В честь великого праздника на трапезе разрешается вино, растительное масло и рыба.
Страстная седмица начинается со следующего дня – воспоминание о Страстях Господних. В Страстной Четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю Иисуса Христа, когда Он со Своими учениками вкусил пасхальную трапезу.
Вечером в Великий Четверг читаются Двенадцать Евангелий, в которых рассказывается вся история страданий Христовых: предания Его в руки первосвященников и фарисеев, суда прокуратора Пилата, распятия, смерти и погребения.
Во время этой службы верующие стоят с зажженными свечами, которые потом несут домой. По старому обычаю, делают на косяках дверей знак креста святым четверговым огнем. В благочестивых семьях существует обычай сберегать четверговый огонь в лампадах до Пасхи.
В Великую Пятницу в церкви выносится плащаница. Слово «плащаница» означает «плат», т. е. кусок материи. Таким платом обвил святой Иосиф Тело Христово. На пла-шанице, которую выносят в церкви, изображен образ Спасителя, положенного во гроб. По случаю великой скорби, связанной с воспоминанием смерти Христовой, в Великую Пятницу не полагается ничего есть.
Вечером совершается чин погребения Христа. В конце его под печальное пение хора «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» плащаницу носят вокруг церкви, что является символом схождения Христа во ад.
Затем наступает Страстная Суббота – преддверие великого праздника Воскресения Христова. Христос покоится во гробе, но недалек час Его победы над смертью.В старые времена христиане не расходились из церкви после субботней литургии. В память об этом сохранился обычай освящать хлеб и вино, которыми христиане питались в этот день.
Священники во время службы меняют черные великопостные облачения на белые, пасхальные. В домах заканчивается последняя подготовка: пекутся куличи, красятся яйца, наводится порядок в доме. Настроение приподнятое, и все наполняется трепетным ожиданием Великого Праздника Пасхи.
Тексты богослужений Великого поста содержатся в Триоди Постной. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина (IV в.)
Молитва св. Ефрема Сирина
Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
(Земной поклон).
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
(Земной поклон).
Ей, Господи Царю,
даруй ми зрети моя прегрешения,
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.
(Земной поклон).
Боже, очисти мя грешного,
(12 раз и столько же поясных поклонов).
(Потом повторить всю молитву):
Господи и Владыко живота ……. во веки веков, аминь.
(и один земной поклон).
С НАЧАЛОМ ВЕЛИКОГО ПОСТА ВАС, МОИ ДОРОГИЕ!!!