Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — один из важнейших — двунадесятых — годичных праздников, посвященных прославлению Богоматери.
Праздник Введения исторически связывается со знаменитым Иерусалимским храмом — одним из самых удивительных и величественных зданий древнего мира. Сюда ежедневно приходили тысячи и тысячи верующих. Здесь звучали пламенные молитвы к Богу, здесь приносились Ему богатые и обильные жертвы. Толпы людей заполняли все пространство многочисленных храмовых дворов, окруженных галереями и колонадами. Это было маленькое государство в государстве — со своими законами, порядками, даже — со своей особой валютой.
Жизнь кипела здесь как нигде в Иерусалиме — воздух дрожал от людских голосов и от рева жертвенного скота, густой черный дым поднимался от пламенеющих жертвенников. Вот как описывает картину совершавшихся в Иерусалимском храме жертвоприношений известный русский религиозный философ о. Павел Флоренский:
“Вечный огонь горел на жертвеннике; это был не очаг, а целый пожар, в который непрестанно подкидывался материал горючий. Представьте себе треск, свист, шипение огня на таком жертвеннике. Представьте себе почти циклон, образующийся над храмом. По преданию, он никогда не гас от дождя.
Но это было необходимо: что же тут удивляться — ведь тут сжигали целых быков, не говоря о множестве козлов, баранов и так далее. Вообразите, какой стоял запах гари, сала… Недаром на образном языке иудейского богословия жертвенник назывался ариэл — Лев Божий.
Действительно, он пожирал и жертвы, и дрова. Количество жертв: по Иосифу Флавию, было на Пасху заклано 256.500 агнцев; по Талмуду, Ирод Агриппа, чтобы подсчитать число поклонников, велел отделять жертвы к очагу — их оказалось 600.000. При освящении Соломонова Храма было заклано 22.000 быков и 120.000 овец. Порою священники ходили по щиколотку в крови — весь огромный двор был залит кровью.
Вообразите запах крови, тука, фимиама! Слышно было в Хевроне — дома — трубные звуки — от 21 до 48 во время жертвы всесожжения, — пения бесчисленных хоров, блеяния, крики и стоны животных, вопреки стараниям их привести к молчанию. Со слабыми нервами сюда нечего было идти”.
Храм времен Христа был уже третьим по счету храмовым зданием. Первый храм был построен еще царем Соломоном. Впоследствии разрушения храма чередовались с его восстановлениями. Третий храм, современный Богоматери и Спасителю, появился около 20 г. до н. э. в результате его реконструкции Иродом Великим. Предыдущий храм, выстроенный при Маккавеях, показался Ироду недостаточно величественным.
Храм в Иерусалиме считался евреями единственным местом, где можно было приносить жертвы Богу. Храм рассматривался как вместилище особого Божественного присутствия, как “Дом Господень”, как место, где евреи могли встретиться лицом к лицу со своим Творцом. В самом центре храмового пространства высилось огромное здание Святилища со “Святая Святых” — как средоточие Божественного присутствия посреди Его избранного народа, место, где некогда хранились главнейшие святыни богоизбранного народа.
Детство Богородицы
Именно сюда — в Иерусалимский храм — однажды была приведена своими благочестивыми родителями — святыми и праведными Иоакимом и Анной — маленькая трехлетняя девочка — Та, Которую мы ныне именуем Богоматерью.
Верные собственному обету — посвятить дочь служению Богу, Иоаким и Анна привели Марию в храм, поставив Ее при входе — на первую из пятнадцати ведущих внутрь высоких и крутых ступеней. И вот маленькая девочка самостоятельно — без чьей-либо поддержки, взойдя по этим каменным ступеням, вступила в храмовое пространство.
В тот же миг навстречу Ей вышел первосвященник: по преданию, то был Захария — будущий отец Иоанна Предтечи. Он, по особому откровению Божию, взяв отроковицу, ввел Ее во Святая Святых — в то самое место, куда даже первосвященник имел право входить лишь один раз в году. После этого Иоаким и Анна оставили Марию при Храме и вернулись в свой дом. Она же стала жить при Храме — в здании, где обитали девы, воспитываясь и учась здесь.
С того самого дня, когда произошло это событие — Введение во Храм Пресвятой Богородицы — столь знаменательное для христианской Церкви и столь неприметное для всех присутствовавших в тот день в Иерусалимском Храме (кроме Захарии и родителей Богоматери), — минуло уже более двух тысячелетий. Тот иудейский Храм был разрушен римскими войсками (70 г. н. э.), да и сам древний Иерусалим оказался практически стерт с лица земли. От этой ветхозаветной святыни сохранилась лишь одна храмовая стена. Но и ныне Церковью неизменно празднуется событие Введения во Храм святыми Иоакимом и Анной их дочери — Пречистой Девы Марии.
Рассказ об Введении Богоматери во храм (также как и история Рождества Пресвятой Богородицы) оказался заимствован Церковью из апокрифического “Протоевангелия Иакова”. Вот этот древнейший рассказ:
“Шли месяцы за месяцами, и исполнилось Ребенку (Марии) два года. И сказал Иоаким: “Отведем Ее во храм Господень, чтобы исполнить обет обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделался бы наш дар Ему неугоден.
И сказала Анна: дождемся третьего года Ее, чтобы Ребенок не стал искать отца или мать. И сказал Иоаким: Дождемся. И вот исполнилось Ребенку три года, и сказал Иоаким: позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце Своем храм Господень. И сделали так по дороге к храму Господню.
И жрец принял Ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Нее благодать Господня, и Она прыгала от радости, и полюбил Ее весь народ Израиля”.
Предание Церкви повествует о том, что Мария прожила при храме до 12 лет. Затем наступило время, когда Ей уже надлежало оставить в храм и вступить в брак. Но Она объявила священникам, что дала обет девства. Тогда, из уважения к ее обету и для сохранения Ее девства, Марию обручили престарелому плотнику — Иосифу, происходившему из рода царя Давида. Считается, что Господь Сам указал на него в качестве будущего обручника и защитника Богоматери. Храмовые священники собрали 12 мужчин из рода Давида, положили их посохи на жертвенник и молились, чтобы Бог указал на того, кто Ему угоден. Затем первосвященник отдал каждому его посох. Когда он отдал жезл Иосифу, то из посоха вылетела голубка и села Иосифу на голову. Тогда первосвященник сказал старцу: “Божиим избранием тебе указано принять эту Деву Господа, чтобы хранить Ее у себя”. После этого Богоматерь поселилась в доме Иосифа.
Духовный смысл праздника
Значение праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы всегда соотносилось святоотеческой традицией с темой христианского воспитания. Оказавшись в храме, живя при нем, Богоматерь тем самым воспитывалась в вере и благочестии, огражденная от внешних искушений и “мирских” привычек. Пусть это был и не христианский, а ветхозаветный храм — все равно здесь был единственный во всем древнем мире оплот истинного богопочитания.
Здесь царила атмосфера святости и чистоты. Именно благодаря Своей жизни при храме, Богоматерь научилась подлинной любви к Богу и истинному смирению. Чувством такой искренней детской любви к Богу наполнены и тексты праздничной службы. Как пишет выдающийся русский литургист М. Скабалланович “редкий праздник переливается такой светлой, легкой радостью”
История возникновения праздника
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы находится в таком же отношении к Рождеству Богоматери, как Сретение Господне к Рождеству Христову. Вероятно изначально этот праздник был посвящен такому же принесению с совершением жертвы во храм Богоматери по требованию моисеева закона, как много позднее был принесен сюда и Христос. Но затем с древнейшим смыслом праздника соединили воспоминание и о том событии из детства Богоматери, память о котором донесли древние апокрифы.
Возможно что праздник Ведения во храм Пресвятой Богородицы возник еще позднее чем праздник Ее Рождества. Хотя существует предположение и о том, что его появление связано с деятельностью святого Императора Юстиниана I, который построил в 543 г. в Святой Земле на развалинах иудейского иерусалимского — того самого, в котором некогда произошло событие Ведения — огромную церковь, посвященную Пресвятой Богородице.
Впервые на православном Востоке этот праздник все же упоминается уже в VIII веке — начиная с Синайского праздничного Евангелия 715 г. В IX веке на Востоке он уже получает повсеместное распространение, но, однако — еще не в числе важнейших годичных праздников.
Постепенно праздник Введения во храм приобретает в церковном сознании все большее значение. К XII столетию образ его восприятия в богослужебной практике уже близок к современному нам. Вместе с тем, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы вошел в число двунадесятых лишь после XIV столетия.
Обряды в день введения во храм Пресвятой Богородицы
Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды
Авторы богослужебных текстов
Важнейшие тексты праздничного богослужения принадлежат перу Георгия, митрополита Никомидийского (IX в.) — стихиры на литии, первый канон, Василия Пагариота, архиепископ Кесарийского (X в.) — второй канон. Начиная с ХII столетия мы находим в литургических памятниках очень близкую к современной практику совершения богослужения Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Подготовительный период праздника
Предпразднство и попразднство
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства и четыре дня попразднства. Таким образом весь период торжества Рождества Богородицы охватывает шесть дней. Праздник Введения богослужебно связан со скоро ожидаемым праздником Рождества Христова. Начиная со дня Введения во храм на утрени в церквах поется рождественская катавася: “Христос раждается, славите”.
Важнейшие черты праздничного богослужения
При богослужении используются богородичные — голубые — облачения. Чинопоследование службы праздника находится в месячной минее — в ее томе за ноябрь. В праздник совершается всенощное бдение. Специальных уставных особенностей, отличающих праздник Введения во храм от других Богородичных двунадесятых церковных торжеств — нет. Накануне праздника служится великая вечерня с литией и торжественная утреня. На следующий день совершается Божественная Литургия.
Тропарь праздника:
“Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение”.
На русский язык тропарь праздника можно было бы перевести примерно так:
“Сегодня предзнаменование Божьего благоволения и предварительная проповедь о спасении людей: в храме Божием открыто является Дева и предвозвещает всем Христа. Ей и мы велегласно (громкими голосами) воскликнем: радуйся исполнение (осуществление) Творческого предначертания”.
Если при Рождестве Богоматери можно было лишь смутно предугадывать Ее высокое предназначение, то Введение во Храм Богоматери стало Ее зримым явлением миру. Оно зачастую уподобляется явлению народу Христа при Его Крещении. Итак, Введение во храм стало “безмолвной” проповедью о близком пришествии в мир Спасителя. Оно оказалось как бы предисловием к Рождеству Христову. Именно поэтому тропарь праздника Введения во храм оказался посвящен празднику Рождества Спасителя не меньше чем самому Введению.
Кондак праздника:
“Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, юже воспевают ангели Божии: сия есть селение небесное”.
По-русски кондак может звучать так:
“Пречистый храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное Сокровище славы Божией сегодня вводится в дом Божий, вводя с Собою благодать, которая — в Божественном Духе. Ее воспевают ангелы Божии. Это скиния (шатер) небесная”.
Богоматерь называется здесь одновременно и храмом — ведь в ней вселился Бог, и чертогом, палатой, жилищем — ибо Бог, вселившийся в Ней, был одновременно и сыном Божиим и человеком. Кондак еще глубже и полнее, чем тропарь раскрывает духовный смысл праздника. Вместе с Введением во храм Девы, Церковь видит со-введение с Ней и благодати Святого Духа, благодаря чему эта благодать скоро изольется уже и на всех верующих. Отсюда происходит и радость всех ангелов по поводу совершившегося.
В песнопениях праздника Богоматерь прославляется как “Дева пречистая”, “честнейшая и славнейшая горних воинств (т. е. небесных ангельских сил)”, “пророков проповедание, ангелов слава, и мучеников похвала, и всех земнородных обновление”, как “чертог Божия Слова (Христа)”, “обиталище Всецаря”, “наша слава (причина нашего прославления) и спасение”.
Во время службы читаются некоторые тексты Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Так на вечерне прочитываются три паремии: фрагменты из книги Исход (40:1-5,9-10,16,34-35), 3-й книги Царств (7:51; 8:1,3-7,9-11) и книги пророка Иезекииля (43:27; 44:1-4). Первые две паремии посвящены описанию древнейших ветхозаветных святилищ (скинии моисеевой и собственно храма, а третья — последнего, будущего и таинственного храма, которым надлежит стать Самой Деве.
Фрагмент из книги Исход повествует о тех указаниях, которые дал Бог Моисею перед устроением им так называемой “скинии свидения” — предшественницы ветхозаветного храма. Вторая паремия говорит об освящении храма, выстроенного царем Соломоном и о тех чудесных явлениях, что сопутствовали этому освящению. Таким образом и скиния и храм рассматриваются как символические ветхозаветные прообразы Богоматери, ставшей подлинным храмом и домом Божиим.
Краткое изложение содержания третьей паремии уже было изложено в разделе, посвященном празднику Рождества Богородицы. Также совпадают с предписанными здесь богослужебным уставом два евангельских чтения — на утрени и Литургии. О них тоже было сказано выше. Что касается определяемого уставом апостольского чтения, то в праздник Введения во храм на Литургии звучит отрывок из Послания апостола Павла к Евреям (9:1-7). В этом фрагменте апостол описывает все ту же ветхозаветную скинию и особо — того Святого святых, куда не мог входить никто кроме первосвященника и куда была допущена Богоматерь.
При этом и здесь — в своем истолковании этого отрывка — Церковь настаивает на понимании скинии и, прежде всего ее Святого святых, как ветхозаветного прообраза Богородицы. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, “пусть склонится знаменитая скиния, построенная Моисеем в пустыне из драгоценных и многоразличных материалов, и бывшая до нее скиния праотца Авраама (см. книга Бытия 18:1) перед одушевленной и умственной Скинией Божией (Богоматерью).
Ведь эта Скиния не энергии (силы, благодати) Божией явилась вместилищем, но сущностно восприняла (приняла в себя) Ипостась (т. е. личность) Сына Божия. Пусть осознают, что не могут равняться с Ней ковчег, “обложенный со всех сторон золотом”, золотой сосуд, содержащий манну, светильник, трапеза и все остальное древнее (т. е. все те священные предметы, что хранились в ветхозаветной скинии); ибо честь им воздавалась как Ее прообразам, как теням истинного первообраза”.
Петр Малков, кандидат богословия, доцент ПСТГУ