Кроме воздержания от пищи и пития ( меньше есть и пить и только то, что разрешено) в пост больше, нежели в другое время, необходимо молиться Богу, слушать слово Божие. Среди этих занятий надо засыпать, с этими занятиями пробуждаться от сна. А главное, в эти дни необходимо обращать все свое внимание на грехи – грехи припоминать и сознавать, о грехах сокрушаться и плакать. Для этого-то, собственно, и установлен пост, для этого мы должны воздерживаться и от пищи и пития, для этого мы должны и молиться Богу и слушать слово Божие. От поста и молитвы и от слушания слова Божия, всего легче приходят нам на память наши грехи, всего скорее рождается в нас сокрушение о них.

Постящиеся знают, как Пост укрощает желания. А те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе…

Антоний Сурожский в своих “Размышлениях перед Великим постом” пишет:

В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется.

Особенности церковных служб великого поста.

Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Прежде освященных Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы – литургия Василия Великого; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается.

С этой статьёй читают:  Вознесение Господне

На богослужениях во время Великого поста вспоминается история падения и спасения рода человеческого. На великом повечерии в первые четыре дня читается канон святого Андрея Критского (VIII в.), в котором перечисляются все важнейшие ветхозаветные и евангельские события. Христианин, вслушиваясь в слова канона, как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью и из глубин его души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя!”

 

Первый день православного Великого поста называется Чистый понедельник, в то время как первый день католического – Пепельная среда. Это связано с разным отношением к посту на Востоке и на Западе. Западноевропейские христиане, вступая в пост, посыпали головы пеплом, разрывали на себе одежды, валялись в дорожной пыли и отбросах, чтобы нагляднее выразить свое покаяние, горестные чувства, свое страдание о грехах.

В соответствии с русскими традициями, наоборот, в первый день поста нужно было обязательно вымыться в бане, надеть чистую одежду и сделать уборку в доме. Пост встречали в чистоте, как праздник души. Кроме того, в понедельник пищу обычно не готовили, ели лишь оставшийся от воскресенья хлеб “сухоядение”, и обеденный стол потому оставался “чистым”. По строгим монастырским уставам в этот день полагалось вкушать лишь просфору с водой.

В субботу первой седмицы поста празднуется память воина великомученика Феодора Тирона, сожженного в 306 году за исповедание христианской веры. За свой подвиг ему была дана благодать укреплять во время поста и предохранять от осквернения через пищу. Император Юлиан Отступник в 362 году, желая надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на рынках Константинополя тайно окроплять идоложертвенной кровью. Святой Федор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить христианам, чтобы они ничего не покупали на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью).

С этой статьёй читают:  Георгиевская лента

В память об этом событии первая суббота поста посвящена святому Феодору, а накануне, в пятницу, после литургии читается канон святому Феодору Тирону и благословляется коливо. Коливо представляет собой вареную пшеницу, рис или ячмень с изюмом, медом и маком. Оно является не только постным блюдом, которое едят в дни Великого поста и в сочельник, но и поминальным блюдом, приносимым в церковь в память об усопших. Напоминание о смерти, о тленности земного существования усиливает поиски человеком истинной Жизни. Родительские дни и являются такими напоминаниями, которые приходятся на вторую, третью и четвертую субботы Великого поста.

Чем заниматься в дни Великого Поста
Поделитесь с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.